Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

МУЗЫКА ЕЁ ЖИЗНИ

18.01.2017, 4:25      Новости Клинцов

Работники клинцовской типографии.

Время не удержать на месте. Оно стремительно несется вперед, меняя нашу жизнь, работу. Тексты газетных статей сегодня мы набираем на компьютере, с его же помощью верстаем полосы и по каналам связи отправляем в типографию. Там будущие газетные страницы переносят на пластины, закрепляют их в печатной машине, и – процесс пошел. Но так было не всегда.

Много-много лет назад тексты набирали вручную. Стоит себе у кассы с буковками наборщик и выбирает нужные, составляя слова, предложения. Работа нелегкая, кропотливая. Избавлением от изнурительного процесса стало изобретение строкоотливной машины – линотипа. В СССР первый линотип был создан на Ленинградском заводе в 1932 году. Но до Клинцов умные машины дошли, ох, как нескоро…

Нина Барсук, закончив в 1949 году Минское полиграфическое училище и три года отработав по распределению в Пинской типографии, решила возвратиться на Брянщину, свою малую родину. Здесь, в деревне Курковичи Старобудского района, она родилась, здесь жили родители. Нина написала письмо в Клинцовскую типографию с просьбой принять ее на работу. Молодые специалисты предприятию были очень нужны, и директор Леонид Ильич Бейлин написал ей: «Очень ждем, приезжайте». И она приехала. Всем сердцем полюбила Клинцы, свое предприятие, встретила здесь надежного парня – Виктора Чепеля, с которым идет по жизни долгие годы.

В типографии быстро убедились в высоком профессионализме нового сотрудника. С первых дней была заметна уверенность в своих силах, грамотность и стремление как можно лучше выполнить работу. Ее пальцы, как пальцы пианиста, порхали по клавишам линотипа, а только что отлитые, еще горячие строки, падая, рождали музыку. А несколько линотипов звучали как настоящий оркестр. Нине поручили набирать газету «Труд». Это дело доверяли только самым опытным линотипистам, уж очень оно ответственное. Ведь в те времена газета была органом горкома и райкома партии, городского и районного исполкомов, она приходила почти в каждый дом, ее тираж достигал 25 тысяч экземпляров.

Отлитые на линотипе строки попадали на стол метранпажа – верстальщика. Он складывал из строк статьи. Сверстать газету в металле было целым искусством. По макету, который прилагала редакция, надо было уложить на полосу не только тексты, но и подобрать к ним заголовочные шрифты, линейки, отбивки, установить клише. Особого внимания требовала правка полос в металле, для этого строки надо было прочитывать в зеркальном изображении. Эту работу виртуозно выполнял Олег Владимирович Печкуров. Сделав оттиск полосы, метранпаж отдавал его на читку корректорам, редактору, дежурному по номеру. И здесь можно было оценить работу линотиписта. На полосах, набранных Чепель, ошибки встречались очень редко, и корректору после нее оставался минимум работы.

«Тогда типография размещалась в старом здании, – вспоминает Нина Григорьевна. – В небольшой комнатке стояли два линотипа, и в каждом кипел котел с расплавленным металлом. Летом здесь царила такая жара, что пальцы прилипали к клавишам и нечем было дышать. Прибавьте к этому пары свинца, олова и сурьмы, из которых отливали строки, и вы поймете, что условия работы были очень тяжелыми, – вспоминает Нина Григорьевна. – В новом здании, куда мы перешли в начале семидесятых, стало просторно, были смонтированы вытяжки. Но матрицы по-прежнему чистили дедовским способом – наливали в таз бензин и мыли каждую буковку». Вместе с ней в разное время работали за линотипами Надежда Ворошилова, Людмила Лабутина, Нина Шаройко, Наталья Шлык, Татьяна Молодиченко. Это были хорошие специалисты, люди с высоким чувством ответственности. Знания и опыт Людмилы Матвеевны Лабутиной впоследствии послужили благому делу – воспитанию рабочей смены. Из типографии она перешла в четвертое профтехучилище мастером производственного обучения, и ее ученики приходили на полиграфические предприятия Брянщины.

… Нина быстро прижилась в коллективе. Общительная и жизнерадостная она не только отлично выполняла производственное задание, но и занималась общественной работой. В 1952 году комсомольцы избрали ее своим вожаком, и на протяжении многих лет она возглавляла комсомольскую организацию предприятия. Позже два созыва избиралась в городской Совет народных депутатов.

Процесс выпуска газеты имел тогда свои особенности. Часто он занимал не только день, но и ночь. Случалось, что только начали печатать, и сразу приходится останавливать машину. Причины бывали разные – в стране проходили партийные съезды, пленумы, отмечались всенародные праздники – и материалы надо было срочно ставить в номер. А случалось, что обнаруживалась серьезная ошибка. И тогда в типографию съезжались все участники выпуска и срочно готовили новую полосу. А если такая полоса не одна, то вернуться домой они могли и в два, и в три часа ночи.

«В день выхода газеты (а выходила она четыре раза в неделю) мы не могли точно знать, когда закончится наш рабочий день. – рассказывает Нина Григорьевна. – А вообще жили мы тогда очень интересно. Я состояла в обкоме профсоюзов работников культуры, мы проводили много мероприятий в родной типографии».

Линотип – машина сложная. Сидит работница за клавиатурой, набирает текст, а машина отливает строки. Глазами уследить за всем процессом невозможно. «Я на слух определяла, правильно ли идет разбор матриц», – вспоминает Чепель. – А еще линотип очень капризная машина, и случаи поломки были нередки. Ремонтировал линотипы, как, впрочем, и все оборудование типографии, наладчик Роман Абрамович Ляхович. Придя в типографию юношей, он десятилетия оставался верным родному предприятию и ушел на заслуженный отдых в прошлом году. Досконально зная каждую полиграфическую машину, он «возвращал ее к жизни». Таких специалистов немного». «Хоть наш труд считался нелегким, родители приводили на работу в типографию своих повзрослевших детей, – повествует моя собеседница. – В те годы родители не искали для своих сыновей и дочерей легкой доли. А еще разговоры в домашнем кругу о работе не могли укрыться от детей, и они мечтали стать полиграфистами. Наборщица Светлана Сергеевна Поддудникова привела на родное предприятие сына Юрия, наборщица Хая Евелевна Аршанская – дочь Нелли. У нас работали целые династии – Липиных, Седневых, Керон». Нина Григорьевна признается, что работа для нее была всегда в радость, поэтому сорок трудовых лет пролетели незаметно. В ее трудовой книжке всего две записи о приеме на работу. Зато благодарностей, грамот и дипломов – не счесть. А самое главное – любовь к своему делу она пронесла через всю свою жизнь. «Счастье – это когда есть любимая работа, она спорится, и все идет как надо», – уверена она. Е.Цветков.

Share
Источник: kltrud.org
 Читайте также:

Уроки столетия пошли впрок

Ни один праздник не обходится без подарков и наград. Столько представителей духовенства, сколько приехало 10 декабря, наш город видит лишь один день в году – во время проведения Рождественских образовательных чтений Клинцовской Епархии. Нынче Рождественские чтения прошл..

Тепло и свет – уютно в доме…

М.Н. Точило. Мастера В.В. Красовский и В.В. Лабуз возле стенда энергообеспечения города. Без людей этой профессии существование современного общества невозможно. Без них мы бы замерзли в холоде и темноте, лишенные многих благ цивилизации. День энергетика – это па..

Заповедник стиля «модерн»

Ю.А. Сычев. Они словно начертаны тонкой иглой бытия, эти рисунки. Поражает та скрупулезная четкость, с которой они выполнены. Кажется, что автор не забыл ни единой черточки, ни одной мелочи, изображая милые сердцу здания. Речь идет о работах художника-графика Юрия Алекс..

Такое вот кино!

Выступает команда клинцовского филиала БТЭиР. В двадцать третий раз в нашем городе прошел молодежный фестиваль «Надежда», на котором учащиеся средних специальных учебных заведений демонстрировали свои таланты.За эти годы изменилось число команд и их название. Уже нет Кл..

Клюшка, шлем и верные сердца

Александр Богомаз разыгрывает шайбу. Такого количества зрителей, пришедших в Ледовый дворец в тот вечер, я еще не видел никогда. И в этом нет ничего удивительного: 2 декабря состоялось открытие отборочного этапа 6-го Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских..

Я бы в строители пошел…

В. Сильченко (справа) с представителями БГИТУ. В рамках областной профессиональной ориентационной акции в Клинцах состоялась ежегодная ярмарка учебных мест. Как отметила представитель организатора мероприятия и заместитель директора Центра занятости населения города Н. ..

Мои родители работают в полиции

В Брянске подвели итоги конкурса «Мои родители работают в полиции» Конкурсное жюри возглавил член Общественного совета при УМВД, заслуженный художник России Михаил Решетнев. В этом году в конкурсную комиссию поступило 64 работы. Дети сотрудников ОВД из Брянска и районов област..

И будет дивен этот храм

Совещание на месте строительства с участием В.И. Попкова. О ходе строительства Кафедрального собора в Клинцах наша газета пишет с самого начала: с закладки первого камня, с первой забитой сваи. И как об этом не писать, если на сегодняшний день – это одна из самых сложны..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство